Основными атрибутами бога Шивы, почитаемого в явленной форме, как правило, присутствующими на большинстве его изображений, являются следующие:
- трезубец Шивы-Тришулдхары как символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи, либо трёх миров, подвластных ему как Трилокинатхе (Владыке трёх царств), подчинившего ум, чувства и волю. Также в различных версиях трактовки это могут быть три гуны материальной природы, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три цикла существования Вселенной (создание, поддержание, разрушение);
- кобра, обвивающая кольцами его шею, является олицетворением разрушающей силы, освобождающей место для нового (как змея обновляет свой покров, сбрасывая старую кожу). Змеи украшают Шиву в форме Бхуджангабхусаны. Змея есть символ мудрости и беЗконечности времени. Помимо этого, её образ означает контроль внутренней энергии;
- изображается Шива в форме Крутаваса («Носящий тигровую шкуру»), как правило, сидящим на тигровой шкуре и облачённым в неё, что символизирует управление чувствами,
- в пуранах также сказано, что Шива восседает на подстилке из травы дарбхи в медитативной позе, являющей собой олицетворение обретения духовной силы;
- чётки из 108 бусин рудракши (семян дерева Рудракши, название которого трактуется как «слеза Шивы», или «глаз Шивы») обвивают его ожерельем, олицетворяя простую аскетичную жизнь отшельника, проживаемую им в духовных исканиях и медитации;
- маленький барабанчик дамару, имеющий форму песочных часов, ритм изначального звука, издаваемый которым, есть олицетворение гармоничного звучания мироздания — этот звук суть биение сердца нашей Вселенной. Это первая вибрация созданного мира, которой было проявлено всё Творение. Также дамару олицетворяет течение времени, которое ведёт к неизбежному уничтожению всего сущего на определённой стадии развития;
- в его руках пылает божественное пламя Агни;
- серебряный лук Пинака, сделанный из горы Сумеру, когда Шива предстаёт в форме лучника Трипурантаки, уничтожающего тройные крепости асуров.
Шива может изображаться в образе Натараджи, исполняющего Тандаву в огненном круге, символизирующем цикличность существования Вселенной. В этой форме он представлен как попирающий ногой Апасмара — символа майи, иллюзии бытия.
Шива изображается с четырьмя руками, в которых он в различных вариациях изображений может держать барабан дамару, трезубец, священный пламень Агни, лук и стрелы, две другие руки сложены в жестах благословения и защиты. Согласно «Шива-пуране», у Шивы десять рук.
На лице Шивы всегда играет умиротворенная спокойная улыбка. Также отличительными признаками его являются: простое аскетичное одеяние без украшений; третий глаз Шивы-Трайамбака означает, что от его вездесущего взора ничто не скроется, он также символизирует проницательность и мудрость (с третьим глазом Шивы связана легенда, согласно которой, он сжигает им дотла Камадэва, олицетворяющего желания); джата или капарда представляют собой скрученные в пучок волосы на макушке, что отражено в его именах Джатадхара и Капардин; синее горло стало также одной из его отличительных черт, когда Шива, прославленный как спасший мир от разрушения, для блага всех живых существ принял в себя яд змея Васуки, которого использовали в качестве верёвки для горы Мандары во время пахтания Млечного Океана дэвами и асурами, — с этого момента его горло приобрело синий цвет, в связи с чем, одно из его имён — Нилкантха («С синей шеей»); полумесяцем-Ардхачандрой, который олицетворяет собой контроль ума, увенчана голова Шивы-Чандрашекхара; трипундра, нанесённая на лоб Шивы тремя линиями священного пепла (бхасма и вибхути), олицетворяющая беЗсмертие, владыкой коего является Шива-Амарнатх, и отрешённость от мирского, тленность всего сущего в материальном мире форм, бренность всего преходящего и временного, ибо всё обращается в прах, — это указывает на то, что единственно важными в нашей жизни должны быть возвышенные стремления и духовные ценности. Как гласит «Сканда-пурана», кто оставляет Шиву и почитает что-то нереальное, оставляет нектар и гоняется за миражом.