Шива — величайший из богов

Шива — величайший из богов

Йога-тур в Индию «По следам Шивы»
Ты — причина всех причин, самосветящийся, непостижимый.
Ты источник Вед. Ты — изначальная причина творения,
жизненной силы, чувств, пяти элементов, трёх гун и махат-таттвы. Ты — вечное время, решительность, истина.
Ты — прибежище слога ОМ
«Бхагавата-пурана»
Шива — верховный бог, вечный и неизменный источник Знания, дарующий благо Освобождения, сопровождающий по Пути духовного самосовершенствования, устанавливающий правила и законы Вселенной и завершающий цикл космического Творения в преддверии наступления нового этапа существования. Ничто в этом мире не происходит без его Воли.

Имя бога «Шива» (санскр. शिव) с санскрита переводится как «всеблагой», «милостивый», «доброжелательный» и «благодушный». Корень «шиву» трактуется в значении «благословлять», «облагораживать», «обогащать». Само слово «шива» в Веде гимнов «Ригведе» упоминается как эпитет в значении «благой», «добрый», которым описывают многих богов ведического пантеона. Всеблагой Шива, не обладающий ни одним из мирских качеств, является воплощением неизмеримой благости.

Он суть Ниргуна — существующий вне влияния гун материальной природы. Он — создавший Вселенную своим желанием как Высшая Душа этого мира. Шива есть изначальная форма Абсолютной Истины. Он есть совершенная Истина, сокрытая в каждом живом существе. Проявивший свою суть в форме всего мироздания и за его пределами, он пребывает в уме и вне ума.

Всё в мире явлено по воле Шивы — он проявил себя в многочисленных формах творения и сам пребывает в своём творении как творец в сотворённом. Шива соединяет в себе два качества, две природы, одна — светлая, благая, умиротворяющая сила, другая — разрушающая, устрашающая. Он объединяет в себе два этих аспекта, противостоящих друг другу. Он суть поддерживающий Майю, но свободный от её влияния, поэтому его величественный образ — вне сравнения

Шива — божество, олицетворяющее силы преобразующего разрушения

Шива, согласно пуранам, один из богов могущественного Тримурти — божественной Триады высших сил мироздания, которую составляют Брахма — бог, ответствующий за сотворение мира, Вишну — хранитель мироздания, поддерживающий его в течение существования оного, и сам Шива, являющий собой разрушающую силу Вселенной, предваряющую её воссоздание на новом витке Творения. В «Брахма-самхите» говорится, что нет разницы между Вишну, Брахмой и Шивой, который есть бог, сотворивший, поддерживающий и уничтожающий Вселенную, действующий посредством проявления своей материальной энергии.

Шива, пробуждая к духовному прозрению, разрушает страсти и чувства, препятствующие на Пути к осознанию своего внутреннего изначального света, сокрытого под покровом Майи, облачающей ограниченное материальным миром сознание. В «Шива-пуране» он предстаёт как беЗсмертный повелитель всех душ и пятиликий уничтожитель пяти великих грехов, пребывающий одновременно внутри и вовне, подобно эфиру. Он всегда исполненный радости, «белый и чистый как камфора».

Вселенная следует циклическому спиральному пути развития, поэтому каждому творению неизменно предшествует разрушение старого, дабы освободить место для нового. Иначе не было бы эволюционного роста сознания всех живых существ в этом мире, и всё существующее остановилось бы в развитии.

Разрушение Вселенной Шива совершает с той лишь целью, чтобы возродить её на более высоком уровне, чем прежде. Всё в мироздании следует законам развития и эволюции. В этом суть всего Творения. Как раз Шива и есть олицетворение той силы, которая движет мир ввысь по спирали эволюционного восхождения. Он разрушает мир материальных форм, властвующих в нём чувств, страстей и умственных концепций, тем самым прокладывая путь новому миру, — в этом состоит его преобразующая миссия.

В «Махабхарате» (Книга «Лесная» III, гл. 41) упоминается об оружии, которым Шива разрушает Вселенную в конце Юги, когда Властелин обитателей третьего неба, средоточие воли, носитель великого разума, царь гор Шива дарует Арджуне своё грозное оружие Раудра, или Пашупата, именуемое также как «Голова Брахмы».

В момент разрушения Вселенной Шива исполняет космический танец «Тандава» (его женский вариант — Ласья, исполняемый супругой Шивы Парвати, символизирует созидание).

В этом же аспекте он также предстаёт в Ведах как разрушающее божество Рудра — прообраз Шивы. Во многих гимнах-обращениях «Ригведы» о нём упоминается как о лучшем из богов, об отце Рудр, добром, сильнейшем и самом радостном для сердца, сияющем словно яркое солнце (I.43), как о беЗсмертном, властвующем над мужами, щедром (I.114), как об отце марутов, самом блистательном из всего рождённого, мягкосердечном, самом исцеляющем из целителей, сильнейшем среди сильных (II.33), как об обладающем высшей властью, наблюдающем за земным и небесным родом, благожелательном и несущем жизнь (VII.46).

В гимне-обращении к Рудре «Атхарваведы» (VII.92.1) к нему взывают как к Повелителю существ, который пронизывает всё сущее: он в огне и в воде, в травах и растениях, он тот, кто придал форму всем живым существам.

«Атхарвашира-упанишада» говорит: «Всё есть Рудра — высшая сущность всего мироздания»

Многоликий Шива

«Его, Синешеего, принимающего Образ Солнца — алеющего на восходе и закате, — видят пастухи и женщины, пьющие воду, — все созданные существа в мире. Так Видимый всеми да будет к нам милостив! Да будет поклонение Синешеему, Тысячеокому, Являющему Себя, — а также Его спутникам, — им я совершаю поклонение».
Священная Шатарудрия
В «Шива-пуранах» о нём сказано как о причине творения, добром защитнике и справедливом судье. В «Махабхарате» Шива предстаёт под такими именами-эпитетами, как Стхану (Незыблемый, Могучий), Трайямбака (Трёхглазый), Шанкара (Благосклонный, Дарующий счастье и благополучие), Пашупати (Покровитель животного царства природы), Бхава (Сущий), Гириша (Обитатель гор), Бхагаван (Всевышний), Махадева (Великий бог), Шамбху (Дарующий счастье). «Махабхарата» также относит Шиву к хранителям стран света, которых всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Самым ранним источником знания, в котором почитается Рудра-Шива, является «Шветашватара-упанишада» (400–200 лет до н. э.). Здесь он предстаёт как Верховный бог, Всевышний, Творец мироздания, всепроникающий владыка, пребывающий во всём сущем. Он есть движущая сила всего существующего, Великий властитель, освобождающий души от перерождения.

Он суть Махакала — верховный бог времени. Он — создавший все миры, вечный владыка всех существ, неистовый Шива, окружённый тысячами духов (бхутов).

Он сам Махешвара, Парамешвара — высшее «Я», вездесущий, всемогущий, безграничный и вечный бог. Ишана — нетленный и вечный. Вишванатха — владыка Вселенной. Он пронизывает

всё мироздание и является воплощением благодати. Он же Махадэв — бог богов, величайший среди дэвов.

В «Шатарудрии» — «Гимне ста Рудрам» («Яджурведа») перечислено сто величественных имён Рудры-Шивы. В этом же гимне есть мантра почитания Рудры: «Oṁ namo bhagavate rudrаya», что означает: «Ом. Всевышнему Богу Рудре — поклонение!»

Он также почитается как избавитель от смерти — Мритьюнджая. В VII книге «Ригведы» приводится гимн, известный как Махамритьюнджая-мантра, защищающая от преждевременной смерти:

Om tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam
urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīyamāmṛtāt

«Почитаем Трёхокого Бога, Благоухающего, Несущего благо! Как созревший огурец от стебля, так и нас да избавит Он от уз смерти ради БеЗсмертия!»
Также Шива предстаёт в своей форме Гангадхара, когда Ганга обретает обитель в его волосах. Дабы смягчить для земли бурный поток священных вод Ганги, когда её течение снизошло с небес в материальный мир, он принял её на свою голову в «пучок волос» — так мощная сила божественных вод благодаря ему была преобразована, чтобы Ганга смогла протекать на земле.

Великий Гуру Шива — покровитель йогов

Он Адийоги (первый йог) или Махайоги — Великий Йог и покровитель йогов и всех людей, вставших на Путь познания Истины и стремящихся к духовному самосовершенствованию. Он сам является совершенным полным Знанием. Он духовный наставник трёх миров, правитель всех воплощённых существ, Верховный Гуру, поскольку он считается создателем учения Йоги. Как Гуру он явлен в форме Дакшинамурти (dakṣiṇā — юг, правая сторона; mūrti — лик) — «ликом обращённый к югу (на правую сторону)», когда он предстаёт как Великий Учитель в окружении мудрецов, получающих от него Высшее Знание.

Он Шарва — избавляющий от невежества, порождения сил тьмы, препятствующего возвышению сознания и единению со Всевышним. Огненная ипостась Шивы как всепоглощающий очищающий огонь, являющийся в конце цикла проявленного существования Вселенной, также отражает его образ, символизирующий огонь просветления, ярким пламенем возносящий сознание к вершинам познания светлых Истин бытия.

«Бхагавата-пурана» описывает его как величайшего среди богов, духовного учителя всего мира, лучшего среди смиренных, милостивого, дающего защиту и благо всем.

Шива считается создателем священного слога ОМ. Величественный божественный звук ОМ на заре мироздания изошёл из наивысшего из богов, создателя миров, Шивы, которого, согласно «Шива-пуране», и именуют как «ОМ».

Маха-мантрой, почитающей Шиву, является «Ом Намах Шивайя» (oṃ namah śivāya), которая впервые встречается в Ведах в гимне Яджурведы «Шатарудрия» и считается формой пранавы, т. е. божественного слога «ОМ».

Бог Шива в Индии

Шива — божество, широко почитаемое не только в Индии, но и во многих других странах: Непале, Шри-Ланке, Индонезии.

Несмотря на то, что индийский бог Шива единственный почитается как Нишкала, что значит безатрибутный, то есть не имеющий формы, он также почитается как Сакала — имеющий явленные формы. Он одновременно и имеющий форму и не обладающий ей. В аспекте Нишкала Шива явлен в форме лингама — символа плодородия и неиссякаемой божественной энергии. Лингамы расположены в храмах Шивы. Сам лингам представляет собой столб цилиндрической формы, установленный на особом месте для подношений. Двенадцать главных объектов поклонения Шивы-Лингараджа именуются как Джьотирлингамы («джьоти» (санскр. ज्योतिस्, jyótis) — 'свет') — места почитания его божественного проявления в форме лингамов света, расположенных в разных местах Индии. Самой известной формой поклонения, помимо лингамов, является его изображение в образе повелителя танца — Натараджа (Нартака и Нитьянарта). Танец, исполняемый Шивой в форме Натараджи, олицетворяет собой Великую Истину и является символом избавления от невежества и страданий.

Традиционно в индуизме Шиву почитают в определённые дни, которые называются Шиваратри, главный из которых — «Великая ночь Шивы» — Махашиваратри («ратри» (rā́tri — 'ночь'; mahā — 'великая'), отмечаемый в феврале-марте в ночь перед новолунием. В этот день в храмах зажигают множество светильников, совершают пуджи (обряды почитания), воспевают мантры Шиве.

Изображение Шивы. Сколько рук у Шивы

Основными атрибутами бога Шивы, почитаемого в явленной форме, как правило, присутствующими на большинстве его изображений, являются следующие:

- трезубец Шивы-Тришулдхары как символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи, либо трёх миров, подвластных ему как Трилокинатхе (Владыке трёх царств), подчинившего ум, чувства и волю. Также в различных версиях трактовки это могут быть три гуны материальной природы, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три цикла существования Вселенной (создание, поддержание, разрушение);

- кобра, обвивающая кольцами его шею, является олицетворением разрушающей силы, освобождающей место для нового (как змея обновляет свой покров, сбрасывая старую кожу). Змеи украшают Шиву в форме Бхуджангабхусаны. Змея есть символ мудрости и беЗконечности времени. Помимо этого, её образ означает контроль внутренней энергии;

- изображается Шива в форме Крутаваса («Носящий тигровую шкуру»), как правило, сидящим на тигровой шкуре и облачённым в неё, что символизирует управление чувствами,

- в пуранах также сказано, что Шива восседает на подстилке из травы дарбхи в медитативной позе, являющей собой олицетворение обретения духовной силы;

- чётки из 108 бусин рудракши (семян дерева Рудракши, название которого трактуется как «слеза Шивы», или «глаз Шивы») обвивают его ожерельем, олицетворяя простую аскетичную жизнь отшельника, проживаемую им в духовных исканиях и медитации;

- маленький барабанчик дамару, имеющий форму песочных часов, ритм изначального звука, издаваемый которым, есть олицетворение гармоничного звучания мироздания — этот звук суть биение сердца нашей Вселенной. Это первая вибрация созданного мира, которой было проявлено всё Творение. Также дамару олицетворяет течение времени, которое ведёт к неизбежному уничтожению всего сущего на определённой стадии развития;

- в его руках пылает божественное пламя Агни;

- серебряный лук Пинака, сделанный из горы Сумеру, когда Шива предстаёт в форме лучника Трипурантаки, уничтожающего тройные крепости асуров.

Шива может изображаться в образе Натараджи, исполняющего Тандаву в огненном круге, символизирующем цикличность существования Вселенной. В этой форме он представлен как попирающий ногой Апасмара — символа майи, иллюзии бытия.

Шива изображается с четырьмя руками, в которых он в различных вариациях изображений может держать барабан дамару, трезубец, священный пламень Агни, лук и стрелы, две другие руки сложены в жестах благословения и защиты. Согласно «Шива-пуране», у Шивы десять рук.

На лице Шивы всегда играет умиротворенная спокойная улыбка. Также отличительными признаками его являются: простое аскетичное одеяние без украшений; третий глаз Шивы-Трайамбака означает, что от его вездесущего взора ничто не скроется, он также символизирует проницательность и мудрость (с третьим глазом Шивы связана легенда, согласно которой, он сжигает им дотла Камадэва, олицетворяющего желания); джата или капарда представляют собой скрученные в пучок волосы на макушке, что отражено в его именах Джатадхара и Капардин; синее горло стало также одной из его отличительных черт, когда Шива, прославленный как спасший мир от разрушения, для блага всех живых существ принял в себя яд змея Васуки, которого использовали в качестве верёвки для горы Мандары во время пахтания Млечного Океана дэвами и асурами, — с этого момента его горло приобрело синий цвет, в связи с чем, одно из его имён — Нилкантха («С синей шеей»); полумесяцем-Ардхачандрой, который олицетворяет собой контроль ума, увенчана голова Шивы-Чандрашекхара; трипундра, нанесённая на лоб Шивы тремя линиями священного пепла (бхасма и вибхути), олицетворяющая беЗсмертие, владыкой коего является Шива-Амарнатх, и отрешённость от мирского, тленность всего сущего в материальном мире форм, бренность всего преходящего и временного, ибо всё обращается в прах, — это указывает на то, что единственно важными в нашей жизни должны быть возвышенные стремления и духовные ценности. Как гласит «Сканда-пурана», кто оставляет Шиву и почитает что-то нереальное, оставляет нектар и гоняется за миражом.

История Шивы. Рождение Шивы

Существует несколько разных легенд, описывающих историю рождения бога Шивы. Однако самой известной считается история о появлении его в просторах Вселенной в образе сияющего столба света, который возник в момент спора между Вишну, рождённым Шивой из его левой части, и Брахмой, рождённым Шивой из правой части и проявившимся в лотосе, произрастающем из пупа Вишну, но не знавшим, кем он был создан, ибо кроме лотоса, в котором находился, он не видел ничего более. Спор их состоял в том, кто из них является самым высшим богом. Тогда возник столб света — величественный лингам, пылающий тысячами языков пламени, не имеющий ни начала, ни конца. И тщетными были попытки богов отыскать пределы этой сияющей огненной сущности, ибо он есть безграничное сияние, порождённое из самого сердца Вселенной. Эта форма не может быть явно выражена — она вне досягаемости. Когда Брахма и Вишну с почтением попросили эту величественную сущность явить свой образ, тогда возник ОМ... — божественный звук изошёл из наивысшего из Богов, из его чистой сущности. Это была пустота, свободная от всего, хотя и пребывающая во всём, изначальная Причина Блаженства, нектарный вкус беЗсмертия. Когда Вишну вознамерился погрузиться в глубины этого огненного света, дабы познать источник его рождения, проявился Шива в облике мудреца и открыл истину, ибо он и был самым великим богом Шивой, воплощённым в абсолютном звуке ОМ.

Семья Шивы. Свита Шивы

Супругой Шивы является богиня Парвати («Дочь гор»). Рождённая как Сати (Дакшаяни) в предшествовавшем воплощении, она вошла в огонь священной ягьи, проводимой её отцом Праджапати Дакшей, когда тот непочтительно отозвался о Шиве. После произошедшего Шива явился в форме Вирабхадры и отсёк Дакше голову. Переродившись как дочь Химавана (бог Гималайских гор), Парвати суровой аскезой доказала Шиве свою преданность и стала прекрасной хозяйкой Величественного Кайлаша — обители Шивы. Парвати суть воплощённая Ади-Шакти, творческая созидательная сила мироздания. Их сыновья — бог благополучия Ганеша и бог войны Карттикея (Сканда). Единство с Парвати, слияние Шивы и Шакти явлено в образе его формы Ардханаришвара с телом наполовину мужчины и наполовину женщины.
«Эта Вселенная, которая
непосредственно воспринимается,
— единосущна Шиве и Шакти».

Сканда-пурана
Согласно тексту «Шива-пураны», святая обитель Шивы именуется как Шивалока — оплот спасения, сияющий надо всем сущим. Даже во время Великого разрушения мира это священное место не теряет присутствия Шивы и Шакти, поэтому также носит название Авимукта. «Бхагавата-пурана» обитель Шивы и его женской ипостаси Бхавани определяет в подземных райских мирах, на планете Витала, где также обитает вся свита Шивы — всевозможные духи, ганы, бхуты. Шива в форме Браматадхипа предстаёт как владыка ганов. Также сын Шивы и Парвати Ганеша был владыкой ганов, что явно прослеживается в его имени — Ганапати (Покровитель ганов), или Ганеша (Владыка ганов). Предводителем ганов также считается Нанди — вахана (ездовое животное) и стражник порога обители Шивы — белый бык, символ преданности.

P. S. Всеблагой бог Шива, разрушающий иллюзии и дарующий Освобождение, величественный и непостижимый, к осознанию единства со всем сущим ведёт он нас, к возвышению сознания и избавлению от невежественного восприятия мира через призму самости и эгоизма, пробуждая в нас стремления к высшим идеалам, в следовании которым мы идём по Пути духовного самосовершенствования из жизни в жизнь, постигая Великие Истины бытия.